Российские гении игровой индустрии: Топ-9 разработчиков компьютерных игр

20 место. Ядерный Титбит (VZ lab)

Не, ну я просто не могу это пропустить. Существуют десятки игр, которые с удовольствием заняли бы место Титбита в этой двадцатке, но я просто не прощу себя, если не упомяну этот шедевр.

Что же это такое? Выглядящий сейчас (да и тогда), как первая поделка пьяного девятиклассника в 3ds Max с тройкой по ИЗО в журнале, упоротый во все поля и реки классический квест. Тыкаешь мышкой по экрану, слушаешь оооочень медленный треп шизанутых персонажей под шикарный мрачный электронный саундтрек, поражаешься фантазии автора.

Весь Титбит – по сути высказывание сценариста и идеолога игры Даниила Шеповалого о… о чем-то. Я, к сожалению, совершенно не помню, что там Данечка хотел донести до несмышленых любителей развлекательного мракобесия своей нетленкой, но отчетливо помню детали. Пьянство, разврат, наркотики, Достоевский-сатанист, трехконечный дилдо, инопланетяне, беседы с богом и оргии с роботами. Что еще нужно, чтобы заинтересовать ребенка?

После первого Титбита вышли еще две части (Ядерный титбит: Flashback и Ядерный титбит 2) и явно подражающий им квест Ядерные твари. Оценить их я, впрочем, так и не удосужился, так что за качество не ручаюсь.

Мор. Утопия

  • Дата выхода: 9 июня 2005 года
  • Жанр: квест / ролевая игра / выживание
  • Оценка на Metacritic от игроков: 8.6 балов на ПК

Вы — бакалавр медицины Даниил Данковский, светило науки, обладатель роскошного пальто из змеиной кожи и эго размерами с небольшой атомный комплекс. Вы — Артемий Бурах, степняк-костоправ, знающий дикие обычаи местного народа и умеющий лечить любую хворь настойками с особыми травами и животворящим плевком в глаз. Вы — Клара, юная целительница, посланница Господа, блаженная и прокаженная, лечащая наложением рук.

Перед каждым из трех персонажей стоит общая задача — за 12 дней спасти Город-на-Горхоне от Песчаной язвы. Ваша противница — живая, своенравная и капризная, со своими целями и мотивами. Если вы готовы открыть сердце и разум таинственной хтони классического Мора, этот жуткий город навсегда поселится в вашей душе. Мор — игра, способная изменить восприятие не только игр в целом, но и, без шуток, всей жизни. История, которая не отпустит по завершении и заставит думать о ней годами. Она ломает, пережевывает и не просит прощения. И она достойна того, чтобы позволить ей все это с вами сотворить.

Dreamuch

В группу объединились два друга, которые хотят приоткрыть завесу животного мира. Геймдевы выбрали в качестве сюжетной линии историю про студентку, которая отправляется в Национальный парк “Земля леопарда” за поиском материала для своей дипломной работы.

Проект направлен на защиту животных. Во время своей прогулки девушке придется встретиться с опасными погодными явлениями, ловушками от браконьеров, хищниками и безобидными представителями флоры и фауны. Каждая встреча носит энциклопедический характер, хоть и показана в художественной форме.

Разработчики игры только начинают свой путь, они ищут в команду таких же энтузиастов, которые будут гореть душой за отечественную игровую индустрию. Удастся ли им достичь своей цели, узнаем совсем скоро.

11 место. King’s Bounty. Легенда о рыцаре (Katauri Interactive)

В связи с этой игрой у многих может возникнуть вполне логичный вопрос. Почему так низко? В свое время «Легенда о рыцаре» была абсолютным хитом, особенно на территории России, и, пожалуй, будь этот топ объективным она бы расположилась хорошенько так во второй части статьи. Но у меня есть аргумент.

Давайте просто посчитаем количество качественных российских пошаговых стратегий год эдак на 2010. Загибаем пальцы – три King’s Bounty (рыцарь, принцесса и перекрестки), пятые герои, третья Disciples, «Эадор. Сотворение», две части «Демиургов», две части «Кодекса Войны». Пальцы закончились, а это я только по верхам прошелся. С проблемой переизбытка игр одного жанра я столкнулся еще на этапе планирования статьи, и решил, что при подобных ситуациях буду оставлять лишь самый выдающийся проект, а остальные просто упоминать в тексте. И лучшая российская пошаговая стратегия ждет нас много выше.

Однако, как видите, не сдержался, и засунул King’s Bounty хоть куда-то. Ну потому что офигенная же игра! Разнообразная, красивая, потрясно написанная, нет, ПОТРЯСНО написанная. Я таких смешных и изобретательных квестов нигде больше не видел. Пасхалки эти, опять же. Иногда кажется, что вся игра – это одна большая пасхалка, настолько их там много и настолько удачно они обыграны. Да и вообще, как заявляют разработчики, не стратегия это, а ролевая игра с элементами стратегии. И трудно не согласиться, при всей своей крутости боевая система тут явно задвинута на второй план, на первом – сюжет. Так что как бы и не нарушил своего же принципа.

Я искренне рекомендую поиграть в «Легенду о рыцаре» всем, кто любит читать

Вы можете ненавидеть пошаговые бои или стратегии в целом, это не так важно. Золото игры в тексте, который никогда не устареет и не выйдет из моды

После крайне радушного приема «Легенды о рыцаре» Katauri стала развивать серию дальше и в итоге выпустила аж шесть игр под брендом Kings Bounty. К сожалению, пойти на подъем не получилось, и если большие аддоны типа «Принцессы в доспехах» и «Воина Севера» были еще вполне, то остальное… meh. Креатива становилось меньше, багов больше, и в итоге серия загнулась в 2014-м году после «Темной стороны». А в 2019-м 1С внезапно объявила, что выпустит полноценную вторую часть. Katauri в разработке не участвует, игра разительно отличается от предыдущих частей сеттингом и стилистикой, пытаясь походить скорее на ту, самую первую Kings Bounty 1990-го года. Вангую провал, не стройте больших ожиданий, лучше перепройдите классику, она того стоит.

19 место. Ash of Gods: Redemption (AurumDust)

Перемещаемся из уютного Питера начала нулевых в мрачное средневековье. Ash of Gods: Redemption – это симбиоз из пошаговой стратегии с элементами RPG и визуальной новеллы. Своеобразная роад-гейм, где мы будем спасать мир от страшной напасти с помощью выбора ответов в диалогах и побед в боях по клеточкам. И если у вас до сих пор не сложилось ощущения, что все это вы где-то уже видели, то я вас поздравляю, пропускайте следующий абзац, он вам не нужен. Для остальных же…

Да, это The Banner Saga. Общая стилистика, геймплей, подача истории, сеттинг, разработчики никогда не скрывали источник своего вдохновения и в итоге создали игру внешне как две капли воды напоминающую старшего брата. И я бы не сказал, что это однозначно плохо. Даже у Minecraft был свой Infiniminer. Смогли ли российские разработчики учесть все ошибки оригинала и выдать на-гора конфетку? И да, и нет.

Надо отдать игре должное, выглядит она потрясающе. Яркие персонажи, детально прорисованные локации и прекрасная музыка. В боевой системе существуют заметные провалы в логике происходящего, но как только понимаешь и принимаешь правила она начинает доставлять немалое удовольствие. Еще при анонсе основной продающей фишкой игры выставляли идею независимости мира от игровых персонажей, дескать умереть могут хоть все и даже при этом досрочного геймовера не случится. Внезапно, работает почти также интересно, как и звучит. Тяжелых выборов много, сюжет радует нелинейностью, и к финалу, действительно, приходишь относительно уникальным путем.  

К сожалению, путь этот преграждают килограммы, тонны, килотонны бесконечного текста. Помните Disco Elysium? Ее писал эстонский алкоголик, и вышла лучшая ролевая игра последнего времени. Ash of Gods писал русский боевой фантаст и это ни разу не комплимент. Диалоги невероятно водянистые и выбивающиеся из общей атмосферы, описания настолько пространные, что осознанно вчитываться перестаешь очень быстро. К тому же Пепел Богов совершенно не стесняется с самого начала вываливать на игрока шквал непонятных терминов, абсолютно не собираясь их пояснять. И не подумайте, после того как завязка станет ясна – меньше их не станет. Продраться сквозь местные литературные дебри мучение похлеще, чем слушать актеров озвучки под барбитуратами из Ядерного Титбита. Там это хотя бы к месту.

Тем не менее Ash of Gods: Redemption остается качественной отечественной игрой заслуженно имеющей свою преданную фанатскую базу. В начале 2020-го года AurumDust выпустила игру на консолях, а сейчас готовит к выпуску Ash of Gods: Arena, мультиплеерную смесь ККИ и пошаговой тактики основанную на боевке оригинального Пепла Богов. Остается только пожелать им удачи и двинуться дальше.

13 место. Бесконечное лето (Soviet Games)

А началось все еще в 2007-м году на форуме «Ычан», сводном брате небезызвестного «Двача», с канонического вопроса до сих пор волнующего лучшие умы на планете – «будет ли фапать анонимус на эроге с маскотами?». Дальнейшее уже история: разработка, ведущаяся в треде, сливы билдов, срачи на форумах и постоянные терки в коллективе. Для определенной категории людей Бесконечное лето было самой ожидаемой игрой года. Каждого года. Ведь полноценной рабочей версии игры пришлось ждать ни много ни мало 6 лет.

Поэтому вполне закономерно, что ее выход стал для сообщества настоящим событием, особенно в виду болезненного упадка, который в то время переживал российский геймдев. Не особо закономерно же, что уже после официального релиза интерес к простенькой визуальной новелле никак не утих и она начала покорять все новую аудиторию. И можно искать причину в симпатичной рисовке, бесплатном распространении, аниме-стилистике или попытке сыграть на ностальгии. Действия игры, кстати, происходят в пионерском лагере конца 80-х годов, не уверен, что это надо пояснять.

Но мне трудно с этим согласиться. Все вышеперечисленное стало лишь яркой обложкой, своеобразным селлинг поинтом Бесконечного лета. Причины ее легендарности в глубине. В личности разработчиков. Ведь это не просто очередная новелла от сценариста средней талантливости. Ее писали люди на голом энтузиазме, душой болеющие за проект и желавшие создать игру пусть не мечты, но точно идеи. Это чувствуется в простеньких диалогах, в топорном повествовании, именно поэтому каждая банальная история становится яркой и запоминающейся. Это игра от народа для народа. В мире повсеместной доставки еды, Макдаков под окном и сотни изысканных рецептов в интернете, Бесконечное Лето – это жареные на сковороде пельмени. Душевно.

Черная книга

  • Дата выхода: 10 августа 2021 года
  • Жанр: RPG / приключение
  • Оценка на Metacritic: 8.6 на ПК / 6.8 на PS4 / 8.1 на Xbox One

Свежий релиз от студии Matreshka, сразу же тепло принятый игроками. Сеттинг игры основан на русском фольклоре и финно-угорской мифологии, то есть не стоит удивляться появлению всевозможных бесов, ведуний, русалок и чертей. Прекрасная возможность не только насладиться приятным визуалом игры, но и подтянуть знания о собственной культуре.

В центре сюжета — молодая знахарка Василиса из деревни Чердынь, что в Пермской области. Еще вчера в ее планы не входил ведьмин промысел, но жених Василисы неожиданно наложил на себя руки, а старушка некромантия остается единственным верным решением в подобных ситуациях. Колдун дед Егор, с которым живет героиня, отдает ей Черную книгу, запечатанную семью печатями. По легенде, открывшему все печати будет позволено спуститься в Ад и потребовать исполнения одного желания. С самого начала игры вам придется разработать тактику и ее придерживаться — от этого зависит концовка истории. Творить добрые дела и помогать жителям уезда или заниматься откровенным вредительством и идти строго к цели — что вам шепчут на ухо внутренние бесы?

Заглавное фото: youtube.com

14 место. Смерть шпионам (Haggard Games)

Мы уже увидели «русский Fallout» и «русский Baldur’s Gate». Пришло время «русского Hitman». И если вы первый раз слышите об этой игре – это нормально. Оцените совпадение, Смерть Шпионам вышла 2 марта 2007-го. А всего через три недели на прилавках всех компьютерных магазинов страны появился первый Сталкер, и о советском диверсанте Сэме… кхм, Семене Строгове общественность быстро забыла.

Геймплейно у нас тут не самая оригинальная смесь вышеупомянутого лысого мужика и еще более вышеупомянутого Splinter Cell

Немного усовершенствована система переодеваний, изредка дают покататься на разной технике, немного тупее искусственный интеллект и еще какие-то мелкие различия, это на самом деле не так важно. Игру тащит антураж

Суровая и серьезная история о быте Второй Мировой войны, атмосферные локации, стильный выдержанный дизайн всего, от плакатов на стенах до играющей из радио музыки. Особого сюжета нет, все десять миссий подаются как воспоминания бывшего агента СМЕРШ на допросе. Он же и выступает в роли рассказчика, холодно и рассудительно рассказывая о каждой операции. Несмотря на скупость средств рассказывания истории, такой строгий исторический образ определенно внушает.

К первой Смерти шпионам вышло дополнение Момент истины. С семью дополнительными операциями и новой сюжетной линией. И если в оригинале операции не блещут разнообразием целей и способов прохождения, то дополнение делает хорошую работу над ошибками и поднимает качество заданий до уровня классики жанра. К сожалению, вторая часть серии поклонникам не зашла, и франшиза благополучно канула в лету. А вместе с ней затихла и Haggard Games. Грустно.

«Мор. Утопия» – 4-е место

Год выпуска: 2005

Разработчик: Ice-Pick Lodge

Жанр: квест, ролевая игра 

История «Мор. Утопия» уникальна для игровой индустрии. Критики и игровые журналисты считали, что «художественный эксперимент» неизвестного на тот момент Николая Дыбовского будет слишком сложным для игроков. В обзорах игру называли «жутким межжанровым Франкенштейном» и «неудачной попыткой доведения до самоубийства», указывали на дискомфорт «от ужасной графики, «непричесанных» диалогов и занудного геймплея» и называли не самой удачной попыткой «перенести «живые» ролевые игры в компьютер». 

Несмотря на заумность и претенциозность, негативные рецензии и «ужасную графику» игра сразу получила культовый статус. Потому что Ice-Pick Lodge предложили игрокам уникальный игровой опыт, одними из первых заговорили с ними на языке большого искусства и дали возможность быть режиссером собственной истории. Уже 15 лет «Мор. Утопия» остается актуальной, каждый год привлекая новых игроков, ищущих ответы на вечные вопросы. 

Главный проект Ice-Pick Lodge продолжает жить – в 2015 году был выпущен HD-ремастер, а в 2019 году его продолжение – «Мор». 

Nival

Следующим достойным претендентом на звание лучшего отечественного разработчика является студия Nival. Ей принадлежит такая игра как “Аллоды”. Компания появилась в 1998 году, ее задачей было изменить отечественное представление об играх. Они сумели выпустить целую серию, посвященную фантастическому миру.

Хоть геймдевы не сумели выйти за рамки России, они хорошо продвинулись в игровой индустрии. Единственным на тот момент проектом, попавшим к иностранцам стал “Rage of Mages”. Другие же остались на родине.

Усилия Nival были замечены Ubisoft. Их совместное сотрудничество привело к рождению знаменитой игры “Heroes of Might and Magic V”, о которой знает каждый геймер. Она принесла разработчикам около 10 миллионов долларов дохода.

Loop Hero

  • Дата выхода: 4 марта 2021 года
  • Жанр: roguelike
  • Оценка на Metacritic: 8.1 на ПК / 8.0 на Switch

Уникальный пиксельный rogue-like, пропитанный самоиронией. Loop Hero смеется как над условностями жанра, так и над привычными сюжетными клише. Напропалую пользуясь этими клише, такая вот ирония.

Спасать мир не придется — все уже разрушено, пространство и время — уничтожены. Главный герой чудом пережил апокалипсис, и его удачливую тушку прибило к последнему островку материи среди пустой и безмолвной тьмы. Память герою отшибло, но стоит припомнить хоть что-то — воспоминания сразу же материализуются. Вам предстоит по кусочкам восстанавливать вселенную, а возможно, если вдруг пробьет на человеколюбие, то и вовсе обернуть время вспять, чтобы предотвратить апокалипсис. Выбор за вами.

Nikita

Студия стала основоположником развития всего геймдева в России. Она образовалась в 1991 году. Первые работы — развивающие детские проекты с уклоном на зарубежные страны. То есть компания сразу поставила цель выйти за пределы родных границ. Их игры были направлены не только на личное пользование, но и даже на обучение в детских садах и начальной школе.

Самую большую оценку получила “Parkan: Хроника Империи”, вышедшая в 1997 году. Затем студия постепенно сместила свое направление в сторону онлайн-развлечений. Она стала первой, кто в России создал ММО проект. В 2003 году была представлена “Сфера”. Спустя несколько лет вышли еще несколько частей в качестве продолжения. Это был прорыв Nikita.

Мортёшка

Если вы ищете лучшие игры от русских разработчиков, то обратите внимание на работы Мортёшки. Это небольшая студия, находящаяся в Перми

Она занимается созданием игр по мифологической тематике. В основном в качестве сюжета берется этнос народов России. В составе только пять человек, но они уже сумели заявить о себе. Одно название привлекает внимание. Как утверждают участники, оно сложилось из двух слов “Mort” (мертвый) и “Матрешка”.

Первая игра под их руководством вышла в 217 году, она назвалась “The Mooseman”. В сюжете лежит история о сыне бога Ена, который должен спасти мир от вечной мерзлоты. Игра собрала много наград и была удостоена оценки 77/100 в Metacritics. Следующий проект вышел в 2021 году под названием “Black Book”. Она описывает судьбу Василисы, которая обладает даром колдуньи, но ради любви отрекается от него. В Стиме игра получила положительные отзывы, а на Metacritics ей присвоили 75/100.

Like this post? Please share to your friends: